«ЗНАКИ НА ТЕЛЕ» Елена Груздева

Елена Груздева

психоаналитик

У меня на теле нет татуировок. Но когда у меня появился зять – художник и мастер тату, я задумалась, сделала бы себе или нет :) Пока не сделала и вряд ли сделаю, но тема эта мне чрезвычайно интересна в исследовательском плане, поскольку в этом вопросе «знаков на теле»  особенно ярко проявляются некоторые взаимоотношения субъекта и тела.
Совсем недавно я как раз написала небольшую статью на эту тему, она опубликована в рассылке «Йога и не только» от  9 апреля.  Не хочу повторяться, статью можно  прочесть в архиве (http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.yogakiev/201304/09230139.html), хочу лишь выделить основные моменты. Во-первых, меня поразила древняя история татуировок – оказывается, она насчитывает несколько тысяч лет. Неизгладимые знаки на теле были обязательным атрибутом древнего человека. Вообще, раньше люди не считали тело высшей природной или божественной данностью, это пришло уже с христианской моралью, древние люди его постоянно доделывали на протяжении всей жизни. Причем, эти манипуляции с телом носят необратимый характер, и это не только татуировки, но и шрамирование, травмирование и скарификация (символическое трепанирование  – преднамеренное нанесение шрамов такой глубины, что следы их оставались на черепе).
Понятно, что они несли не эстетическую функцию, как часто в наше время, у них было намного более серьезное предназначение, связанное с идентификацией и мистикой.  Как пример, можно вспомнить Гарри Поттера. Джоан Роулинг в  своем произведении опиралась на кельтскую мифологию. Гарри Поттер каким-то образом избежал смерти в схватке с Волдемортом, но после этого сражения у него остался шрам, обладающий магическими свойствами предвещать опасность и защищать. Чем-то подобным являлись и знаки на теле у древних людей – они отображали религиозно-мистические верования.

Татуировками или другими знаками на теле сопровождались ритуалы перехода из одного состояния в другое: инициации подростков и принятие их в общество мужчин племени, принадлежность какой-то деятельности – воинов или охотников. При вступлении в брак супруги делали себе татуировки, означавшие принадлежность одной семье, что является древним аналогом обручальных колец и печати в паспорте. Все члены племени носили татуировку, означавшую принадлежность этому племени, это могло быть изображение тотемного животного.  Тату вождя с изображением тотемного животного обнажалось для ритуального единоборства с чудовищем для «шаманской схватки».

У древних людей татуировки делал шаман или кто-то от лица вождя племени  – некто, обладающий силой и знанием, кто вводит человека в иное мироощущение от лица богов. Главное отличие от современного татуированного человека в том, что не он сам захотел и сделал себе тату, это ему делают как отметина свыше, как подчинение некоему закону и порядку племени. И ритуалы перехода, после которых делали татуировку как знак подтверждения прошедшего испытания.  Как правило, эти ритуалы были болезненными, это были проживания, отождествляющиеся с подобием смерти и последующим возрождением в новом качестве. Эти переходы – особые испытания, которые можно было пройти или нет. Такой момент наверное можно назвать, используя термин синергетики, точкой бифуркации, когда человек стоит на раздвоении сценариев жизни и смерти. И те, кто благополучно преодолевают испытания, проходят через ритуальную символическую смерть, получают новое имя, новую жизнь и обновленное тело с определенными знаками. Эти ритуалы  символической смерти несли идею возрождения не только отдельных людей, но и племени и жизни вообще.

Получается, что  татуировки на телах древних людей говорят о том, что это не просто знаки, а сакральные тексты, истоки письменности и  геральдики. Тела были носителями образного языка культуры предков, который передавал  традиции и философию племени.

Чем является татуировка сегодня в постиндустриальном обществе без традиций однозначно утверждать наверное нельзя. К тому же, кроме тату популярны и другие архаические манипуляции с телом: пирсинг, перфорация и растяжение мочек ушей, инкрустация зубов – то, чем занимались индейцы доколумбовой Америки, сейчас является  гламурным элитарным развлечением, только теперь зубы украшают бриллиантами или золотыми фигурками.
Для кого-то все эти модификации несут просто эстетическую функцию, для  кого-то остаются магическим ритуалом, что говорит о преобладании магического мышления. Только для архаичного человека тату-знаки имели сакральный смысл, в настоящее же время те же знаки не имеют ни силы, ни того первоначального смысла. Сегодня они являются неким культурным кодом, что является, скорее, способом самоидентификации, благодаря которому человек заявляет о себе, своих предпочтениях, верованиях, скорее, он хочет выделиться и не соответствовать навязанному стереотипу, в то время  как архаичный человек с помощью татуировок приближался к определенному образу и поведению, который являлся законом племени.  Но популярность заявления о себе в виде мнемонических символов – это регрессия в довербальное:  мышление до письменности, без символического языка, без сложностей понимания себя и объяснения с другим.

Я узнаю тебя по тайному знаку,
Ты узнаешь меня по перстню на пальце.
Наша память хранит забытые песни,
Мы умеем плясать первобытные танцы.

(И.Кормильцев,  «Атлантида»)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Оставить комментарий или два

RSS

rss

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.